Алгыши шамана Иргита Калзана, посвященные прологу камлания
В начале зари, на восходе белой луны,
Зажег сан из полыни и из можжевельника.
Коронное облачение надел, на коня сел верхом.
И вы, духи седла, и вы, духи уздечки!
Из-под крутого яра вихрем выходите.
Летите вы ветерком и летите вы быстрее.
И вы, духи кнута с красным кнутовищем!
С дальнего берега выходите мгновенно.
И молюсь, и прошу, чтобы вы были добры.
Записано от Иргита Серен-оола Чечей-ооловича, 1910 года рождения, участника Первого республиканского слета народных певцов и музыкантов – 75, уроженца местности на реке Тапсы, совхоз «Кара-Холь» Бай-Тайгинского района, живет в селе Тээли, большой знаток быта и обычаев старой Тувы; город Кызыл, 1975 год.
Сан – жертвенное всесожжение различных «святых» трав. Когда сан горит, идет дым и распространяется приятный запах.
Эрик – яр, берег. По тувинской мифологии, черти обитают там, где крутой обрывистый берег – яр. Обычно они выходят оттуда, когда солнце заходит и наступает ночь. Здесь шаман Иргит Калзан приглашает своих чертей к началу камлания. Слова «аза» -черт, «ээрен» - дух в алгышах отсутствуют, их подсказывает само содержание текста.
Источник: Монгуш Кенин-Лопсан. Алгыши тувинских шаманов. Кызыл, 1995 год.
Словарь терминов составлен на основе сообщений информаторов.
В начале зари, на восходе белой луны,
Зажег сан из полыни и из можжевельника.
Коронное облачение надел, на коня сел верхом.
И вы, духи седла, и вы, духи уздечки!
Из-под крутого яра вихрем выходите.
Летите вы ветерком и летите вы быстрее.
И вы, духи кнута с красным кнутовищем!
С дальнего берега выходите мгновенно.
И молюсь, и прошу, чтобы вы были добры.
Записано от Иргита Серен-оола Чечей-ооловича, 1910 года рождения, участника Первого республиканского слета народных певцов и музыкантов – 75, уроженца местности на реке Тапсы, совхоз «Кара-Холь» Бай-Тайгинского района, живет в селе Тээли, большой знаток быта и обычаев старой Тувы; город Кызыл, 1975 год.
Сан – жертвенное всесожжение различных «святых» трав. Когда сан горит, идет дым и распространяется приятный запах.
Эрик – яр, берег. По тувинской мифологии, черти обитают там, где крутой обрывистый берег – яр. Обычно они выходят оттуда, когда солнце заходит и наступает ночь. Здесь шаман Иргит Калзан приглашает своих чертей к началу камлания. Слова «аза» -черт, «ээрен» - дух в алгышах отсутствуют, их подсказывает само содержание текста.
Источник: Монгуш Кенин-Лопсан. Алгыши тувинских шаманов. Кызыл, 1995 год.
Словарь терминов составлен на основе сообщений информаторов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий